Как облегчить период адаптации малышей.
Адаптация ребёнка в детском саду — это привыкание к новой обстановке, к новым взрослым и
детскому коллективу. Некоторые дети в 2-3 года так сильно привязаны к маме, что разлука с ней
доставляет им настоящие страдания. Именно у таких малышей проявляются так называемые симптомы
адаптации. Что бы адаптация прошла легко и быстро, для вас родители дадим несколько рекомендаций.
Ваше эмоциональное настроение и отношение к детскому саду играет важную роль. Если вы
чувствуете вину из-за того, что отдаете ребенка на попечение чужим людям, ваш малыш будет
ощущать тот же негатив. Относитесь к детскому саду положительно, это первый самостоятельный
этап в жизни малыша.
Обсудите с воспитателем привычки вашего ребенка, особенности характера малыша, как он
предпочитает проводить свободное время, какие воспитательские меры приняты в вашей семье.
Уточните все, что считаете нужным. Воспитателю будет проще работать с вашим ребенком и найти к
нему исключительный подход. Поговорите с воспитателем о распорядке посещения детского сада в
период привыкания. Он подбирается индивидуально. Каких-то детей оставляют в саду на сон уже через
несколько дней, а кто-то месяцами посещает сад до обеда с непрерывными капризами и слезами.
Привыкание к чужой обстановке происходит постепенно. Не продлевайте время прощания с ребенком
перед всей группой по утрам. Твердо сообщите ребенку, что сейчас он останется здесь, а вы заберете
его после прогулки (или тогда, когда планируете). Можете придумать «традицию» ухода. Предположим,
договоритесь с малышом, что махнете ему в окно рукой. Если прощание с мамой переносится ребенком
тяжело, ехать с ребенком в детский сад можно кому-нибудь другому (любому члену семьи). Снабдите
малыша предметом, напоминающем о маме. Замечательный вариант – выдайте ему «ключ от дома», без
которого никто не сможет зайти в квартиру, а значит обязательно заберёте его вечером. Не рассуждайте
при ребёнке о детском саде и сотрудниках учреждения с негативной точки зрения. Наоборот, хвалите
его в компании родственников и друзей за то, что он такой взрослый и самостоятельно без мамы
находится целый день в детском саду.
Уважаемые родители если вы будите придерживаться этих рекомендаций, то вы облегчите период
адаптации вашего малыша.
Педагог-психолог ГБУ ЦППМС
м. р. Хворостянский Кузьмина Н.В.
]]>
Праздник не в радость.
Начало нового учебного года – всегда стресс для ребенка, будь он первоклашкой, которому только
предстоит впервые сесть за парту, будь он старшеклассником. К сожалению, родители далеко не всегда
способны заметить страхи своего ребенка, связанные с наступающим Днем знаний, а потому хочу
рассказать о самых распространенных детских страхов перед учебой и дать советы о том, как их
преодолеть.
1. Страх перед новым.
Очень сложная боязнь, которой в большей мере подвержены дети-первоклассники и те школьники,
которым предстоит явиться в первый раз в новую школу. Как будут развиваться события после
торжественной линейки 1 сентября, сказать не может никто, и ребенок это чувствует, даже если
родители хорошо убеждают, что все будет отлично. Рисовать неясные перспективы, уверяя, что все
будет прекрасно, все примут и
полюбят новичка, не стоит. Вы же не можете гарантировать, что именно так все и получится, а потому
такие обещания – это обман. Ребенок, даже маленький, обман чувствует за версту. И от того
неясностьситуации становится для него еще более трагичной – это что же там страшное будет, раз даже
родители вынуждены обманывать? Нужно сказать ребенку правду. Она заключается в том, что правда
неизвестна. И все будет, как будет. Но, чтобы снизить уровень страха, стоит заранее сводить чадо в
школу, показать класс, коридоры, здание, познакомить с учителем. В этом случае появляется некая
определенность.
2. Страх быть непринятым сверстниками.
Это – очень распространенная боязнь, честно признаться в которой может не каждый ребенок. Но если
ваш ребёнок мало общается с ровесниками вне дома, у него свой, пусть и богатый, внутренний мир, он
оторван от общества, то стоит поговорить с ним на эту тему. Нужно мягко донести, что нравиться всем
невозможно в принципе, да и нет в этом никакой необходимости. А если ребенку очень нужны
друзья, остаток лета стоит потратить на то, чтобы научить его не только говорить, но и слушать. Это
поможет ему быстрее завести новых друзей в классе.
3. Страх перед необходимостью смены привычного режим.
На каникулах можно подольше поспать, посмотреть мультики, погулять. С наступлением
учебыпридется раньше вставать, подчиняться определенному расписанию и распорядку. Это знают
даже первоклашки, и именно это пугает не только их, но и школьников «со стажем».
Надо – начинать за две недели до 1 сентября постепенно сдвигать режим ребенка и приближать его к
школьному, будить раньше, вечерний отбой производить раньше.
4. Страх перед неудачами.
Обычно такой страх испытывают дети, которые привыкли все делать капитально, качественно, от
которых родители многое требуют. Поясните, что вовсе не оценка делает человека человеком, и наличие
«тройки» не всегда говорит о том, что человек глупец и неудачник. Главное – донести до школьника, что
вы будете очень сильно любить его вне зависимости от его оценок и достижений.
Родителям же общая рекомендация звучит так – не относитесь к школе и годам обучения вашего
ребенка уж слишком серьезно. Не драматизируйте, и тогда школьные годы чудесные пролетят с
наименьшими потерями для нервной системы. Вашей и вашего сына или дочки.
Педагог – психолог Кузьмина Н.В.
]]>
Педагог-психолог ГБУ ЦППМС
м.р Хворостянский Кузьмина Н.В.
В ГБОУ начальная школа №1 с детьми старшей группы было проведено открытое занятие.
Главная его цель - развитие познавательной сферы. Необходимо было решить поставленные задачи:
1.Развитие слухового и зрительного восприятия.
2.Развитие внимания и наблюдательности.
3.Развитие образного мышления, выделение черт схожести и различия предметов.
Ход занятия.
Началось занятие с приветствия :
Доброе утро ребята (ответы детей).
А сейчас я вам буду говорить волшебные слова, а вы делать движения, о которых я буду говорить.
Нужно нам закрыть глаза,
Сделать два больших прыжка,
Руки вытянуть вперёд,
А затем наоборот.
Как листочки покружиться,
Чтоб на занятье очутится.
А чтобы наше занятие прошло хорошо. Хорошенько потянулись и конечно улыбнулись. (Дети
садятся на свои места).
2.Появление сказочного персонажа.
- Ребята посмотрите, к нам в гости пришёл щенок, давайте с ним поздороваемся. Посмотрите
он грустный, сейчас узнаем, что с ним случилось (слушаю). Дело в том, что злая волшебница
его заколдовала, и он ни чего не помнит: как его зовут, где живёт, сколько ему лет, есть ли у него
друзья.
Но колдунья сказала, что дети могут ему помочь, выполнив разные задания.
- Ребята, поможем щенку? Тогда нам необходимо быть очень внимательными, сообразительными,
чтобы суметь найти выход из любой трудной ситуации, так же нам пригодится хорошая память и
воображение.
3. А вот и письмо от злой волшебницы. Давайте его прочитаем. «Если вы выполните моё первое
задание щенок вспомнит, как его зовут.
Задание. «Дорисуй по точкам». ( Цель: развитие зрительной памяти).
Описание. Педагог просит взять со стола листочки, на которых рисунок не дорисован – собака.
Надо по точкам дорисовать (дети выполняют).
- Ребята, щенок мне сказал, что он вспомнилего зовут Дружок.
4. Читаем письмо дальше. «Если вы выполните второе задание, то узнаете, сколько лет Дружку.»
Задание. «Исправь ошибку». (Цель: развитие слухового внимания).
Описание: психолог читает стихотворение с ошибками в словах. Дети называют слова правильно:
1.«Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук (жук)
С длинными усами».
2.«Закричал охотник «ой,
Двери (звери) гонятся за мной».
3.«Эй, не стойте слишком близко
Я тигрёнок, а не миска (киска).
- Молодцы ребята. Дружок вспомнил ему 5 лет.
5. Читаем письмо дальше: «Вы можете помочь щенку вспомнить, где он живёт, если собирёте
из осколков изображения».
Задание «Разрезные картинки» (развитие операции анализа и синтеза).
Описание: Ребята у вас на столе лежат конверты. Пододвиньте к себе, достаньте содержимое и
соберите.
Ребята, Дружок вспомнил, что живёт он у хозяйки Алёнки. Она очень добрая, и живут они в
тёплом доме околе реки. Вы много выполнили заданий давайте немного отдахнём и поиграем
в игру «Карлики и великаны» (физминутка).
6 Читаем дальше: «Если вы будите внимательными при выполнении следующего задания,
Дружок вспомнит своих лучших друзей».
Игра: «Найди отличия» (развитие внимания, наблюдательности).
- Дружок вспомнил, это его друзья клоуны Тим и Том.
7. Читаем письмо: «Если вы немного пофантазируете, выполняя следующее задание, дружок
вспомнит, что любит».
- Но перед тем, как выполнить сделаем пальчикавую гимнастику:
Наша группа.
В нашей группе все друзья (сжимание ладошек в кулачки).
Самый младший это я,
Это Маша, это Саша, это Юра, это Даша ( сжимание пальцев по очереди).
Упражнение: «Дорисуй картинки так, что бы они стали одинаковыми».
Наш щенок вспомнил, что очень любит конфеты, мороженое, играть, петь и заниматься
спортом. Спасибо вам ребята! Все задания злой калдуньи мы выполнили. Дружок всё вспомнил.
Рефлексия: Ребята, а что мы сделали, чтобы вернуть память нашему другу (ответы детей).
Молодцы редята, сегодня все хорошо поработали на занятии можете быть свободны.
Поставленная цель была решена, дети справились со всеми заданиями.
Педагог-психолог ГБУ ЦППМС
м.р Хворостянский Кузьмина Н.В.
]]>
Тема: "Психологическое сопровождение участников образовательного процесса на этапе подготовки к ГИА"
Мастер-класс:"Проведение тренинга эмоциональной разгрузки для педагогов"
Подготовила: Педагог-психолог Дронова Р.В.
]]>
]]>
среди учащихся 7-10-х класов проводился мониторинг социальной дезадаптации
(распоряжение министерства образования и науки Самарской области №106-р от -7.02.2019).
Мониторинг проводился с целью своевременной профилактики аоциального поведения
обучающихся образовательных организаций. Всего было обследовано 443 чел.
На 2 этап вышло 5 человек. З этап не проводился, т.к. результатаы 2 этапа не выявили проблем у обучающихся.
]]>{mp4}trudkova{/mp4}
]]>«Социальная дезадаптация подростков»
Цель: повышение компетенции родителей обучающихся подросткового возраста для профилактики девиантного поведения.
Категория слушателей: родители обучающихся 6-х – 8-х классов
Время проведения: 20 мин.
Материальное обеспечение: мультимедийное устройство для показа презентации
Добрый день, уважаемые родители! Сегодня я хотела бы поговорить с вами об особенностях подросткового возраста.
Дети растут, меняются, и особенно быстро и активно изменения проявляются в подростковом возрасте. Эти изменения
могут проявляться как очень сильно, так и довольно умеренно. Но в любом случае они будут, и родителям следует быть
готовыми к ним.
Слайд 2
Перед Вами пирамида потребностей Маслоу. Пирамида включает все потребности, необходимые человеку. Представлены
они в определенной иерархии:
1. В самом низу, в основе пирамиды «Физиологические потребности» (голод, жажда, половое влечение и др.). Это те потребности,
без удовлетворения которых человек не сможет жить, т.е. умрёт.
2. Потребность в безопасности (в защите, стабильности, уверенности в будущем, потребность сохранения здоровья). Человек
сможет прожить без крыши над головой, без планов на будущее, но какая это жизнь?
3. Потребность в любви (принятие обществом, потребность любить и быть любимым). Человеку важно знать и понимать,
что он живет дома с близкими людьми и являет частью определенной группы.
Наиболее значимыми для подростка является потребность в любви и принятии!!!! Принятии его таким, какой он есть…
Слайд 3
Ведущая деятельность — такая деятельность ребёнка, развитие которой определяет наиболее важные изменения в
психических процессах и психологических особенностях его личности. Какова ведущая деятельность ребенка в каждом
конкретном возрасте? (Ведётся обсуждение ведущей деятельности по возрастам).
В подростковом возрасте ведущим видом деятельности является интимно-личностное общение!!! Поиск другого близкого
человека (во взлядах, вкусах, хобби). Ничего другого подросток не видит и не замечает. Стабилизация начинается к 16-17
годам!!! Большой ошибкой со стороны родителей является попытка заменить «общение» на «учебу». Когда в 11-15 лет
от ребенка требуются положительные оценки, хорошая успеваемость, а у него этого не получается…Если «давить»,
то может произойти деформация личности.
Слайд 4
Принятие и самоутверждение являются очень важными для подростка!!! В каких областях он
хочет быть принят? Где он в первую очередь ищет «своё место»?
Варианты: хорошие оценки, высокие достижения во внеурочной деятельности, спортивные достижения. Однако при
отсутствии позитивных путей самоутверждения подросток ищет иные, так же действенные, но скорее негативные.
Например, унижение одноклассников, различные интриги и драки, может нахамить педагогу, пытаясь повысить свой
статус в классе и т.д.
Основным здесь является однозначность позиции — если с подростка требуют как с взрослого (забрать брата из сада,
сходить в магазин за продуктами и т.п.), то и на его просьбы о проявлении взрослости (вернуться домой с прогулки не
в 21.00, а в 22.00) нужно адекватно реагировать — принимать положительное решение. При несовпадении
требуемого и разрешаемого возникают конфликты, своеобразный диссонанс, с которым подросток сам справиться не
сможет.
Варианты: Именно в момент «неприятия» в основных сферах жизни, подросток начинает активный поиск себя в ином
— это могут быть различные игры, интернет-сообщества, «плохие» компании — всё это места, где его принимают и
где он понимает своё место. Важно вовремя понять и проанализировать: что такие занятия ему заменяют.
Слайд 5
Помимо личностных, подростки переживают и физиологические изменения:
• Частые головные боли
• нестабильное артериальное давление
• снижение внимательности и отсутствие концентрации внимания
Не все подростки развиваются одинаково — отсюда и возникают комплексы. Сравнивая себя со сверстниками,
подростки очень критично относятся к своему внешнему виду, но не к личности!!!. Крайними проявлениями непринятия
своей внешности могут быть эксперименты с похудением, а также самоповреждения. Изменения внешности, которые
касаются волос, одежды не критичны и свойственны подросткам — он ищет себя и пробует новое.
Практически каждый подросток с физиологической стороны подвергает себя риску. Это воспринимается им как личностный
рост.
Слайд 6
Основные выводы
Спасибо за внимание. Если есть вопросы, с удовольствием отвечу на них.
{mp4}rita{/mp4}
Педагог-психолог: Зова Маргарита Сергеевна
]]>
« Со мной работали десятки молодых педагогов . Я убедился, что как бы человек успешно не кончил педагогический вуз,
как бы он не был талантлив, а если не будет учиться на опыте, никогда не будет хорошим педагогом.Я сам учился у более
старых педагогов»
А.С.Макаренко
Молодой педагог - успешный педагог
30 октября 2018 года, на базе ГБОУ СОШ с.Хворостянка состоялся круглый стол для молодых педагогов ОО м.р.
Хворостянский по теме: «Молодой педагог- успешный педагог». Организаторами круглого стола были отдел образования
и центр психолого-педагогической ,медицинской и социальной помощи м.р.Хворостянский.
Цель данного мероприятия : способствовать снижению проблем адаптации и успешному вхождению в
профессиональную деятельность молодого педагога.
На мероприятии присутствовали:
Оськина Н.В.- методист ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр»,
Адоевская Е.В.- директор ГБУ центра психолого- педагогической, медицинской и социальной помощи м.р. Хворостянский,
педагоги-психологи ГБУ ЦППМС м.р.Хворостянский, а так же молодые учителя м.р.Хворостянский, проработавшие по своей
специальности от 1 до 3 лет.
Открыла встречу с молодыми педагогами методист ГБУ ДПО СО «Чапаевский ресурсный центр». Она дала наказ молодым
специалистам.
Если вышел ты в этот путь,
Преисполнившись мечтой высокой,
Добрым, твердым и смелым будь,
Честным рыцарем без упрека.
За открытые правде сердца
На нелегкой земной орбите
Будь всегда в строю до конца,
Если имя тебе-Учитель!
Директор ГБУ ЦППМС м.р.Хворостянский Е.В.Адоевская сказала ,что профессия учителя сложная и многогранная .
Много еще нерешенных проблем и вопросов, тысячи неразгаданных тайн хранит в себе школа. Без вас, без вашей
молодости, смелости энтузиазма, они не будут разгаданы. Школа ждет ваших идей ,дел, решений! Проходят годы,
От лица молодых специалистов выступила Пушкарева С.С.. Она рассказала о трудностях и проблемах, с которыми
столкнулась, придя работать в школу. Молодой педагог проработала в ГБОУ СОШ с.Хворостянка год, и уже могла
поделиться некоторыми рекомендациями и советами со своими коллегами. Так же София Сергеевна, рассказала,
как наиболее гармонично выстроить взаимоотношения с детьми начальной и основной ступени образования.
Затем перед аудиторией выступила Потапова Е.О., учитель математики ГБОУ СОШ с. Новотулка. Елена Олеговна так
же находится в статусе молодого специалиста. Опыт работы составляет 3 года. Педагог обратила внимание на
проблемы взаимоотношения педагога с детьми, на возможные причины данных проблем.
Самойлова Е.А., учитель- логопед СП ГБОУ СОШ с.Хворостянка провела мастер- класс для педагогов по теме
«Успешность школьника, как результат сотрудничества учителя и учителя- логопеда». Екатерина Александровна
поделилась своим опытом, призвала педагогов к сотрудничеству и акцентировала внимание на необходимости
ранней диагностики и коррекции речи детей с целью предотвращения дислексии и дисграфии (нарушение процессов
чтения и письма) при поступлении детей в школу.
На базе ГБОУ СОШ с. Хворостянка имеется сенсорная комната. Социальный педагог Ильина И.М. подготовила для
участников круглого стола видеофильм «Роль сенсорной комнаты для формирования взаимоотношений между
учащимися и педагогом». Рассказала о функциях работы в сенсорной комнате, о роли каждого наглядного пособия и
инвентаря. Помимо этого Ирина Михайловна озвучила основные направления и задачи своей работы, поделилась
успехами и трудностями.
В завершении мероприятия выступали педагоги-психологи Зова М.С. и Трудкова О.А. Они провели совместный
тренинг с участниками, направленный на понятие педагогами своей позиции по отношению к детям, на понятие
значимости выбранной профессии, на работу с собственным эмоциональным состоянием. Живо и эмоционально
прошел блиц-опрос «Мой путь в профессию…» и «Учитель! Кто он?» Разыгрывались разные педагогические
ситуации и сообща находили пути решения проблем, выявляли тенденции к стилям педагогического общения и
находили самый оптимальный и комфортный, делились своими проблемами, с которыми уже встречались на
своем таком еще недолгом педагогическом пути и вместе их разбирали. Молодым людям раздали Памятки
молодому педагогу . В конце тренинга педагоги получили анкету «Обратная связь»,где они поделились своим
впечатлениями о проведенном тренинге и в целом о мероприятии. Единодушно признали, что узнали много нового
для себя и готовы применять это в своей работе, получили колоссальный заряд энергии и позитива . Несмотря на
то, что гости и молодые педагоги принадлежат разным поколениям, те и другие единодушно наделили образ
педагога такими качествами как:
Педагог должен быть интересным своим воспитанникам как личность, уметь вести за собой. Обсудив образ педагога,
участники круглого стола пришли к единому мнению, педагог должен всегда
оставаться высоконравственным эталоном поведения, образцом для формирования гармонично развитой личности
подрастающего поколения.
О.А.Трудкова ,М.С.Зова ,психологи ГБУ ЦППМС м.р.Хворостянский
]]>